Библиотека – как информационный центр.
«Школа - это, прежде всего, книга,
а воспитание - прежде всего слова,
книги и живые человеческие отношения»
А.И. Герцен.
Школьный информационно-библиотечный центр является структурным подразделением общеобразовательного учреждения ,участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами ( учебной, художественной литературой, периодическими изданиями, цифровыми образовательными ресурсами),
способствующим формированию культуры личности учащихся.
ШИБЦ общеобразовательного учреждения руководствуется в своей деятельности федеральными законами: «Об образовании», « О библиотечном деле», указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом общеобразовательного учреждения, Положением о ШИБЦ , Правилами пользования ШИБЦ общеобразовательной организации.
Деятельность ШИБЦ осуществляется в соответствии с учебным и воспитательными планами , утверждёнными администрацией , программами школы , с учётом основных направлений деятельности школы.
Основные цели и задачи ШИБЦ:
Цели:
1. Создание условий для эффективного обеспечения и поддержки учебно-воспитательного процесса для всех категорий пользователей путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания, предоставления свободного доступа к информации, знаниям.
2. Формирования библиотечного фонда в соответствии с переходом на обновлённый ФГОС НОО и ООО( с 1-5кл.)
3. Популяризация ценности чтения посредством использования различных «форм работы с обучающимися ( 1-11 кл.)
4. Содействие навыками работы с книгой , формирование навыков независимого библиотечного пользователя , обучение поиску, отбору и критической оценке информации, формирование информационной культуры личности у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
5. Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, мотивами деятельности , поведения, толерантного сознания ,пробуждения интереса к истории родного края.
6. Формирования представлений о мире профессий.
7. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учётом интересов , потребностей, возрастных особенностей.
Задачи:
1. Обеспечить образовательный процесс учебной литературой к началу учебного года в соответствии с ФПУ.
2. Активизировать читательскую активность через разнообразные формы приобщения детей к чтению.
3. Организовать подбор необходимых библиотечных ресурсов быстрым доступом к максимально возможному количеству информации для успешной деятельности педагогов и обучающихся.
4. Формировать у читателей навыки библиотечного пользователя: обучения пользованию книгой, поиску информации.
5. Оказывать постоянную консультационную помощь педагогам, родителям ,обучающимся школы в получении информации.
6. Собирать ,накапливать, обрабатывать информацию ,формировать базу для локальной сети.
7. Проводить внеклассную ,внеурочную работу на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
8. Уделять особое внимание пропаганде духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, а также создание системы информационного обеспечения по профориентации.
Поддерживать комфортную библиотечную среду, совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
9. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.
Основные функции:
• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в стандартах второго поколения.
Аккумулирующая – формировать, накапливать ,систематизировать и хранить библиотечно-информационные ресурсы.
• информационная - предоставлять участникам образовательного процесса возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя, предоставление учащимся свободного доступа к национальной электронной библиотеке.( НЭБ).
Учебная- содействовать усвоению учащимися учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий содействующих эмоциональному и культурному развитию детей.
Воспитательная – способствовать развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю;
Формировать толерантность , чувства уважения к другим народам, их традициям.
Социальная – содействовать развитию способности пользователей и адаптации в современном информационном обществе.
Просветительская – приобщать обучающихся к чтению литературы путём раскрытия фонда ( выставки, стенды, презентации, познавательные часы, уроки творчества, Интернет ресурсы и т.д.)
• культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание , содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей ( законных представителей) и педагогов.